Управленческий консалтинг
3.1. ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ
Оценка финансового состояния, как правило, проводится по заказу потенциального кредитора или инвестора предприятия с целью оценки внутренних рисков.
Компания «АК Консалтинг» имеет значительный опыт проведения подобных работ. Чаще всего оценке подлежат следующие аспекты деятельности предприятия:
качество (полнота и достоверность) отчетности предприятия;
наличие и размер (либо вероятность появления) срытых (не отраженных в бухгалтерской и управленческой отчетности) обязательств;
качество дебиторской задолженности, ценных бумаг и нематериальных активов;
размер налоговых рисков;
риски, связанные с деятельностью третьих лиц (конкуренты, поставщики, покупатели);
квалификация персонала, отвечающего за ведение учета, планирование и финансовый менеджмент;
качество системы внутреннего контроля.
3.2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ финансово-хозяйственной деятельности может проводиться как первый этап организации системы управленческого учета и отчетности, так и как самостоятельная услуга. Целью анализа является получение развернутой картины финансово-экономического состояния предприятия, определение ключевых факторов, определяющих его развитие и выработка мер по улучшению состояния предприятия.
При проведении анализа используются такие приемы как:
сравнение показателей (данных) за различные периоды времени;
сравнение показателей с плановыми (нормативными) и отраслевыми значениями, а также с показателями предприятий – лидеров рынка;
раскрытие (детализация) информации и факторный анализ;
выявление взаимосвязей между показателями;
выявление и описание тенденций изменения показателей;
альтернативные расчеты экономических показателей;
расчет дополнительных показателей, характеризующих деятельность предприятия.
Объектом исследования может выступать:
группа взаимосвязанных предприятий, составляющих целостный бизнес;
отдельное предприятие;
подразделение предприятия, выполняющее обособленные задачи (филиал, представительство, цех, производственная площадка и т.п.)
отдельные бизнес-процессы предприятия (сбыт, производство, управление финансами и т.п.).
3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
Управленческий учет и отчетность создается с целью обеспечения руководящего персонала достоверной и оперативной информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих воздействий (решений).
При построении управленческих систем мы стремимся максимально использовать возможности бухгалтерского учета. С этой целью, где это возможно, проводится совмещение процедур и первичных документов бухгалтерского и управленческого учета. Такой подход позволяет сократить трудозатраты на ведение управленческого учета и использовать инструментарий и технические средства бухгалтерской службы.
Организация управленческого учета и отчетности предполагает:
Проведение обследования предприятия с целью определения особенностей технологии ведения хозяйственных операций; специфики учета и потребностей менеджмента в управленческой информации.
Разработку аналитического пространства, форм первичных и отчетных управленческих документов. В ряде случаев в качестве основы используются типовые документы бухгалтерского учета, в которые вносятся необходимые изменения и дополнения. При этом документы не теряют свойств бухгалтерских документов и одновременно служат носителем управленческой информации.
Разработка и описание алгоритмов формирования показателей управленческой отчетности. Для каждого показателя управленческой отчетности разрабатывается алгоритм его расчета применительно к принятой на предприятии системы бухгалтерского и управленческого учета. Таким образом, алгоритмы являются уникальными для каждого предприятия и предоставляются в форме, пригодной для непосредственного применения.
Проведение тренингов и консультаций с персоналом предприятия, задействованного в процессе ведения управленческого учета и формирования отчетности, а также консультации с менеджерами предприятий по интерпретации и применению данных управленческой отчетности.
В дополнение к перечисленным в пп. 1 - 4 работам консультанты «АК Консалтинг» реализуют алгоритмы управленческой отчетности в информационной системе.
3.4. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Участие компании «АК Консалтинг» в разработке бизнес плана может быть выражено в форме:
Проведение расчетов по представленным данным. При такой постановке задачи «АК Консалтинг» берет на себя проведение всех необходимых расчетов по бизнес-плану и оформление итогового документа (отчета). При этом ответственность за достоверность и полноту исходных данных, на основании которых строятся расчеты, лежит на Заказчике.
Подготовка внешних данных и проведение расчетов. В данном случае консультант принимает на себя обязательства не только провести расчеты и подготовить отчет, но и самостоятельно изучить и подготовить данные, характеризующие внешнюю среду проекта (объем рынка, уровень и динамика цен на продукцию и ресурсы, влияние конкуренции, отбор целевых сегментов рынка и т.п.). Заказчик предоставляет лишь данные о внутренних параметрах проекта (объемы производства, численность персонала, требуемые капитальные вложения и т.п.).
При подготовке бизнес-плана «под ключ» вся исходная маркетинговая, технологическая, финансовая информация по проекту готовится консультантами «АК Консалтинг». Заказчик формулирует лишь основную идею проекта и его ключевые параметры (цели, местоположение, размеры, основные технические характеристики и т.п.). При этом «АК Консалтинг» несет всю полноту ответственности за качество полученного результата.
3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Организация системы текущего планирования ставит своей целью создание на предприятии процедуры, методики и документации по планированию финансовых и экономических параметров деятельности в краткосрочной (до года) перспективе. Система финансово-экономического планирования создается как инструмент, позволяющий руководящему персоналу предприятия получать достоверные прогнозные данные и на их основе принимать обоснованные управленческие воздействия (решения).
Работы по организации системы планирования выполняются, как правила, в следующей последовательности.
1. Проведение обследования предприятия с целью определения особенностей хозяйственной деятельности; специфики учета и потребностей менеджмента в плановой информации.
2. Разработка плановых показателей, форм плановой документации и специальных средств ее представления. Как правило, если на предприятии специалистами «АК Консалтинг» создавалась система управленческой отчетности, то две первые стадии разработки системы планирования можно существенно упростить, так как они имеют много общего.
3. Разработка внутрифирменных стандартов планирования, описывающих:
процедуры (алгоритмы) расчета плановых показателей;
документооборот между подразделениями предприятия, связанный с процедурой планирования;
должностные инструкции персонала, задействованного в процессе планирования.
4. Проведение тренингов персонала по отработке процедур планирования.
3.6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Консультации по стратегическому планированию ставят своей целью выработку и формализацию долгосрочной (на 5 – 10 лет) стратегии развития предприятия (бизнеса).
Результатом разработки стратегического плана является:
анализ соответствия стратегических установок и миссии компании деятельности компании за прошедший период;
постановка стратегических целей компании, и определение задач для их достижения;
формулирование стратегий для достижения намеченных целей (в том числе: описание возможных сценариев развития внешней среды и действия предприятия по каждому из сценариев; долгосрочная программа развития продукции (услуг) предприятия; долгосрочная инвестиционная программа и т.д.)
описание организации бизнеса, с целью реализации стратегического плана;
оценка результатов деятельности и выработка рекомендаций по изменению стратегического плана и/или методов его реализации.
3.7. ИНЖИНИРИНГ И РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
В целях повышения эффективности управления предприятием ЗАО «АК Консалтинг» оказывает услуги по инжинирингу и реинжинирингу бизнес-процессов.
В рамках оказания услуг по реинжинирингу консультанты «АК Консалтинг» проводят:
Предпроектное исследование предприятия с целью определения целей, задач, стратегий и проблем предприятия, а также требований к будущей бизнес-системе предприятия.
Анализ и фиксацию существующей организационной структуры предприятия с целью идентификации бизнес-процессов и построения модели бизнеса предприятия по схеме «как есть».
Анализ существующих бизнес-процессов предприятия с целью выработки решений по их оптимизации и построения модели бизнеса по схеме «как должно быть».
Документирование модели бизнеса в форме структурных схем и диаграмм, должностных инструкций, положений о подразделениях, спецификаций информационных потоков и ролей, участвующих в бизнес-процессах предприятия.
Сопровождение внедрения схемы «как должно быть».