РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УСКОРЕНИИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрасов П.Н., Ашмарин В.В.
Построение в России эффективной экономики предполагает создание условий для превращения научно-технического потенциала России в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Значительное место в данном процессе отводится государственному регулированию.
Одним из важнейших показателей эффективности коммерциализации является период времени от зарождения идеи инновационного продукта до его промышленного производства. Сокращению периода коммерциализации в значительной степени способствует согласованность действий государства и коммерческих структур (главным образом коммерческих инвесторов). Период коммерциализации РНТД значительно уменьшается, если действия государства и бизнеса не пересекаются, а дополняют друг друга.
Процесс создания и коммерциализации РНТД – это по своей экономической природе инвестиционный процесс. Движущей силой капитала является соответствие коммерческой отдачи от реализации инновационного проекта ожиданиям инвестора. Основными критериями, на основании которых инвестор принимает решение, являются показатели экономической эффективности инвестиций (NPV, ERR и др.). Следовательно, очень важным является согласованность действий, влияющих на показатели экономической эффективности инвестиций, совершаемых государством и коммерческими инвесторами.
При этом следует отметить, что есть проекты, целью которых является достижение имиджевых, маркетинговых, социальных, политических и др. целей. Такого рода проекты требуют особых систем оценок, и являются предметом отдельного исследования.
Инновационный продукт проходит следующие этапы жизненного цикла: идея, прототип продукта, опытный образец, мелкосерийный продукт, крупносерийный продукт, устаревший продукт. На начальном этапе жизненного цикла продуктом научно-технической деятельности является идея - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Идея, как правило, возникает как следствие проведения фундаментальных или прикладных научных исследований в какой либо предметной области.
На начальных этапах жизненного цикла инновационного продукта, инвестиции осуществляются в основном за счет бюджетного финансирования (см. рисунок 1). Как следует из приведенных данных, государственные средства являются основным источником покрытия затрат на НИОКР. Доля государства в финансировании затрат растет на протяжении всего рассматриваемого периода и в 2008 году превысила 63%.
Инвестируя значительные суммы бюджетных средств в создание РНТД, государство заинтересованно в том, чтобы как можно быстрее получить отдачу от осуществленных инвестиций. Однако, инструменты и подходы, которые используют для ускорения процесса коммерциализации РНТД государство и коммерческие структуры, существенно различаются.
Роль государства в процессе создания и коммерциализации РНТД – это управление экономическими процессами, в значительной степени влияющими на экономическую эффективность инвестиций (см. рисунок 2).
Рисунок 1. Источники финансирования научных разработок
(ист. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./Росстат. - М., 2010 – 813с., стр. 570)
По нашему мнению, целью государственного управления коммерциализации РНТД является долгосрочный экономический рост, в том числе приводящий:
1. К росту поступлений в бюджет налогов, сборов, платежей;
2. Росту благосостояния и качества жизни населения, в том числе повышение качества труда и доходов трудоспособного населения.
Как следует из рисунка 2, в процессе коммерциализации РНТД государство управляет:
1. Инвестиционными рисками;
2. Эффективностью инвестиций;
3. Временем реализации инновационного проекта.
Как уже отмечалось, основную роль в процессе коммерциализации РНТД играют инвесторы. Государство на начальных стадиях жизни инновационного продукта выступает основным (часто единственным) инвестором. Отсутствие коммерческих инвестиции в инновационные разработки объясняется тем, что коммерсанты оценивают инвестиции в инновационный проект как неэффективные (из-за недостаточной проработки бизнес-идеи проекта, неясности в восприятия рынка создаваемого инновационного продукта и т.д.).
Для раскрытия механизмов коммерциализации РНТД рассмотрим процесс коммерциализации с инвестиционных позиций, а именно - с точки зрения привлекательности инновационных проектов для коммерческих инвесторов.
Рис. 2 Роль государства в управлении и коммерциализации РНТД
На рисунке 3. приведен график эффективности инвестиций в инновационный проект (функция f(Э)). По оси «Х» обозначены основные этапы жизни инновационного проекта, по оси «Y» - коммерческая эффективность инновационного проекта. Значение Эн является нормативом эффективности инвестиций. Если по каким либо причинам показатель эффективности инвестиций ниже Эн – инвестор считает проект не эффективным, и отказывается от участия в проекте.
Как следует из рисунка 3, функция эффективности инвестиций в инновационный проект (f(Э)) проходит три области.
Первая область - от начала инвестирования до времени Т₁ (на графике время Т₁ условно соответствует этапу жизни - «опытный образец»; в зависимости от условий реализации конкретного инновационного проекта Т₁ может сдвигаться по оси времени как влево, так и в право). В этой области коммерческие инвестиции неэффективны, так как f(Э) < Эн. В данной области основную роль играют государственные инвестиции. Коммерческие инвестиции в рассматриваемой области являются высокорискованными, и поэтому могут осуществляются только соответствующими инвестиционными структурами (бизнес-ангелами, венчурными фондами и т.п.).
Рисунок 3. Область государственного и коммерческого интереса.
Рисунок 4. Государственное управление эффективностью инновационных инвестиций
Вторая область – от точки Т₁ до Т₂ (область коммерциализации инноваций). В данной области функция эффективности f(Э) лежит выше норматива эффективности капитальных вложений (Эн), из чего следует, что коммерческие инвестиции в инновационный проект эффективны (доходность проекта, срок возврата инвестиций и другие финансово-экономические показатели соответствуют требованиям коммерческого инвестора). Отличительной особенностью второй области является то, что именно в рассматриваемом периоде времени инвестор принимает обоснованное решение о начале инвестиций. При этом фактическая продолжительность инновационного проекта, как правило, выходит за пределы рассматриваемой области. Одной из важных задач, решаемых государством в этот период, является создание условий для скорейшего получения потенциальными инвесторами максимально полной информации об инновационном проекте.
Третья область располагается правее точки Т₂. В этой области функция эффективности лежит ниже норматива эффективности инвестиций. В рассматриваемой области собственники компаний принимают решении о производстве новой продукции, или придание устаревшему продукту новых свойств за счет технического перевооружения и модернизации производства.
Следовательно, инновационный проект (РНТД) имеет ограниченную область коммерциализации (ограничена периодом времени от Т₁ до Т₂), которая зависит от:
- величины коммерческих инвестиций;
- текущих затрат на производство инновационного продукта;
- рыночных условий (объемы продаж, цена инновационного продукта и т.д.);
- коммерческих рисков.
Государственные инвестиции играют определяющую роль на начальных этапах жизни инновационного продукта. Фундаментальные и прикладные научные исследования, финансируемые государством являются научной и технической базой для коммерчески эффективных проектов. На последующих этапах жизни инновационного продукта, когда становится более понятна величина капитальных вложений в проект и коммерческая составляющая проекта, возрастает роль коммерческих инвестиций. Основной объем коммерческих инвестиций осуществляется после прохождения функции эффективности f(Э) нормативной величины эффективности инвестиций (Эн, см. рис. 3).
Рассмотрим каким образом государство управляет процессом коммерциализации РНТД. Как отмечалось выше (см. рис. 2), основная роль государства в процессе коммерциализации РНТД - это управление эффективностью инвестиций, инвестиционными рисками и временем реализации инвестиционных проектов.
Рисунок 5. Государственное управление инновационными рисками
Государственное управление эффективностью инновационных инвестиций возникает в ситуации, когда функция эффективности f(Э) лежит ниже норматива инвестиционной эффективности - Эн (см. рисунок 4).
В этом случае целью государственного управления является повышение эффективность инновационных инвестиций (смещение функции f(Э¹) вверх). Вектор государственного воздействия направлен вертикально вверх. Функция эффективности инвестиции после государственного воздействия f(Э²) лежит выше функции эффективности инновационного проекта до государственного воздействия f(Э¹).
Государство может повысить эффективность инвестиций в инновационный проект следующим образом:
1. Обеспечив снижение капитальных затрат инвестора за счет:
- финансирования инновационного проекта на ранних стадиях;
- субсидирования инновационных инвестиций;
- и т.д.
Следует особо отметить важность данного государственного управляющего воздействия, так как в этом случае инвестор получает существенный, пролонгированный эффект, позволяющий значительно ускорить процесс коммерциализации РНТД.
2. Обеспечив снижение текущих затрат инвестора за счет:
- предоставления налоговых и т.п. льгот;
- субсидирования текущих затрат;
- упрощения административных процедур (регистрационных, найма иностранных специалистов и т.д.);
- и т.д.
Следует отметить, что данное государственное управляющее воздействие будет эффективно для инвестора в случае, если срок действия решений более пяти лет. Примером такого рода госуправления является создание особых экономических зон.
3. Обеспечив повышение продаж инновационной продукции за счет государственных закупок.
Цель государственного управления инновационными рисками заключается в том, что бы обеспечить снижение требований инвестора к нормативу эффективности инвестиций (см. рисунок 5). Как и в предыдущем примере, такая ситуация возникает в случае, когда функция эффективности инвестиций лежит ниже нормативной величины, заданной инвестором (f(Э) < Эн¹). Государство стремится снизить норматив эффективности инвестиций Эн до уровня, приемлемого для инвестора (до значения Эн²).
Рисунок 6. Создание условий для коммерциализации РНТД на более ранних стадиях
Государство обеспечивает снижение норматива эффективности инвестиций следующими способами:
1. Обеспечив снижение инвестиционных рисков за счет:
- предоставления гарантий того, что полученные инвестором преференции являются долгосрочными (продолжительностью не менее 5 лет);
- предоставления инвестору гарантий включения в план государственных закупок данной инновационной продукции;
- обеспечения предсказуемости, понятности, легкости расчетов налоговых преференций, субсидий и т.д.;
- устранение противоречий законодательства;
- повышение защиты прав инвесторов;
- и т.д.
2. Обеспечив снижение стоимости финансовых ресурсов за счет:
- повышения кредитного рейтинга государства;
- регулирования банковской деятельности;
- субсидирования процентных ставок;
- снижения инфляции;
- и т.д.
Следующим направлением государственного управления процессом коммерциализации РНТД является управление временем реализации инновационного проекта. Государство практически всегда заинтересовано в том, что бы инновационный проект вошел в стадию коммерциализации как можно быстрее, так как это является главным условием научно-технического прогресса общества, и возвращением государственных средств (за счет налоговых и иных поступлений от инновационного бизнеса), вложенных в фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Полученные финансовые средства государство может направить на финансирование новых исследований и разработок, ускоряя таким образом процесс воспроизводства инновационной продукции.
Пример государственного управления сроком коммерциализации показан на рисунке 6. Как следует из рисунка 6, до государственного воздействия коммерческие инвестиции в инновационный проект были эффективны на этапе «опытный образец». Целью государственного воздействия является сокращение времени выхода проекта на заданные инвестором параметры эффективности (за счет облегчения пользования финансовыми, материальными, информационными, консалтинговыми и прочими ресурсами).
Государство может обеспечить достижение поставленной цели следующим образом:
облегчив доступ к научной, технической, коммерческой, финансовой и т.п. информации;
облегчив пользование производственными, финансовыми, консалтинговыми, информационными и т.д. ресурсами и услугами (например, через центры коллективного пользования);
облегчив (ускорив) процедуры регистрации инновационных компаний, патентования, лицензирования, сертификации и т.д. (например, через создание бизнес-инкубаторов).
Государство должно уделять особое внимание вопросу организации эффективных процедур сертификации инновационной продукции. Это вызвано тем, что достаточно часто инновационный продукт не имеет аналогов. Следовательно, для такого инновационного продукта могут отсутствовать утвержденные методики, процедуры, параметры сертификации. Как следствие, коммерческие инвесторы тратят много времени и финансовых средств на получение соответствующих сертификатов, без наличия которых невозможен выход инновационного продукта на национальный рынок.
Для повышения эффективности процесса коммерциализации РНТД государство не должно ориентироваться на получение коммерческого дохода от своих инвестиций. Чем выше доход, который хочет получить государство от продажи РНТД коммерческому инвестору, тем ниже эффективность коммерческих инвестиций. Это приводит к тому, что начало коммерциализации отодвигается на более поздние сроки.
Государство всегда обладает ограниченными финансовыми возможностями, что требует концентрировать усилия на наиболее эффективных направлениях господдержки. В этой связи, государство должно инвестировать в первую очередь в инновационные проекты высокой стадии готовности, которые после госинвестиций становятся инвестиционно привлекательными и коммерчески эффективными. Такие проекты должны получать самый высокий приоритет господдержки, что позволит значительно ускорить процесс коммерциализации, и не распылять бюджетные средства.
Наибольшее значение для коммерческого инвестора имеет господдержка, дающая долгосрочный, пролонгированный эффект. Как правило, экономия инвестора на текущих расходах, полученная только в одном году не позволяет вывести проект в зону коммерческой эффективности.
Процесс создания и коммерциализации РНТД является многоэтапным. В зависимости от специфики конкретного проекта, на одном из этапов партнером государства становится коммерческий инвестор, заинтересованный в продвижении на рынок инновационного продукта. Чем больше доля коммерческих инвестиций в проекте, тем выше вероятность эффективного завершения данного проекта. Такого рода проекты должны получать приоритетное государственное финансирование (до времени выхода проекта в зону коммерческой эффективности).
Таким образом, можно обозначить следующие основные экономические принципы государственного управления (регулирования) процессом коммерциализации РНТД:
1. Минимизация получения государством коммерческого дохода (доход от продажи принадлежащих государству прав на РНТД) от своих инвестиций в создание РНТД.
2. Приоритет управленческим решениям, дающим долгосрочный эффект:
- приоритет компенсации инвестору инвестиционных затрат над текущими;
- приоритет долгосрочных налоговых и т.п. преференций над краткосрочными;
- приоритет долгосрочного субсидирования над краткосрочным.
3. Приоритет управленческим решениям, выводящим инновационную компанию (продукт/товар/услугу) в зону коммерческой эффективности.
4. Приоритет проектам с большей долей коммерческих инвестиций.
Рассмотренные в настоящей статье цель и основные принципы государственного управления процессом коммерциализации РНТД, а также концентрация усилий государства по направлению повышения эффективности инвестиций, снижению инвестиционных рисков и снижению времени реализации инновационных проектов позволит существенно ускорить инновационное развитие страны.
Ноябрь 2010 года
ЛИТЕРАТУРА
Выступление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на пленарном заседании Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности" (10 сентября 2010 года, г. Ярославль, http://www.kremlin.ru/transcripts/8887).
Выступление Медведева на форуме «Глобальное инновационное партнёрство» (11 октября 2010 года, 15:10 Московская область, Сколково, http://www.kremlin.ru/transcripts/920).
Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./Росстат.-М., 2010 – 813с.